Концепция энергетического Green Deal грозит Украине повышением тарифов
06.05.2021
 | 
EMGROUP

Концепция энергетического Green Deal грозит Украине повышением тарифов

После недавнего официального визита президента Владимира Зеленского в Париж и переговоров со своим французским коллегой Эммануэлем Макроном, в отечественном информационном пространстве резко активизировалась тема выполнения Украиной обязательств в рамках Парижского климатического соглашения. Не исключено, что главный идеолог продвижения концепции Green Deal ("Зеленого курса"), нашел аргументы и нужные слова в беседе с украинским лидером.   

В Кабинете министров заявили, что в рамках процесса синхронизации с Green Deal Украина готова сократить выбросы углерода на 65-70% к 2030 году (от уровня выбросов 1990 года).

Зачем Украина спешит "выполнять и перевыполнять" условия климатического соглашения, и почему за парижский deal придется дорого заплатить именно "маленьким українцям", - в обзоре Vesti.ua.

"Космические" хотели и бюджеты Green Deal

Ранее Vesti.ua подробно анализировали, как правительство Украины при поддержке и кураторстве западных партнеров разрабатывает стратегию по реформированию энергетической отрасли, с пафосным названием "Европейский зеленый курс".

Еще 1 апреля текущего года Министерство экологии представило проект распоряжения КМУ "Об одобрении Второго национально определяемого взноса (НОВ2) Украины в Парижское соглашение"

В рамках курса на декарбонизацию экономики и энергетически "зеленый переход" Министерство экологии рассчитало, что к 2030-му Украина способна сократить выбросы углерода на 70% в сравнении с 1990 годом. О таких расчетах показателя НОВ2 заявила заместитель министра защиты окружающей среды и природных ресурсов Ирина Ставчук.

При этом, Ставчук отметила, что после консультаций и обсуждений в ведомстве остановились на отметке в 65%. Впрочем, на первый взгляд, особой грандиозности в заявленной задаче нет, и чиновникам не придется напрягать свой бюрократический потенциал.

Согласно данным того же Минэкологии, сокращение выбросов парниковых газов на 65% к 2030 году от уровня 1990 года соответствует их уменьшению на 9,6% в сравнении с показателями, достигнутыми в 2018 году. Процесс деиндустриализации и "декоммунизации" советского индустриального наследия выполнил за чиновников львиную долю "грязной работы", в стремлении Украины к идеалам Green Deal.

Тем не менее, сокращение оставшихся 9,6% CO2 к 2030-му, в проекте Минэкологии оценивается в фантастическую сумму в 102 млрд. евро инвестиций, которые нужно привлечь в энергетическую отрасль Украины.

В офисе Украинской ассоциации бизнеса и торговли (UBTA) такой план Кабмина назвали "необдуманным радикализмом". Руководитель брюссельского офиса UBTA Назар Бобицкий заявил, что потребность в инвестициях для всей стратегии "зеленого" перехода Украины составляет 245 млрд. евро до 2030 года. При этом, по его словам, правительство планирует выделить на эти процессы лишь 5% средств от необходимых, а остальное финансовое бремя ляжет на плечи бизнеса.

И бизнесу, к слову, вполне определенному, это сильно не нравится. Но "космические" расходы на новомодную Green Deal не единственная проблема этого бизнеса и государства Украина.

Здравствуй, "пограничный углеродный налог"!

10 марта Европарламент принял резолюцию о внедрении механизма углеродной корректировки импорта (CBAM) в ЕС. Механизм CBAM европейцы планирую запустить в действие уже с января 2023 года. Таким образом Евросоюз может на свое усмотрение ограничивать импорт тех или иных товаров, в производстве которых есть "углеродный след".

Эту расчетливо-циничная и агрессивная политика европейского протекционизмом в новых экономических реалиях глобального мира, в Украине называю очередной "европейской ценностью". Так заместитель представителя Украины в ЕС Роман Андарак заявил, что Green Deal – это своего рода новый параметр в системе европейских ценностей, и поэтому Украине стоит вести переговоры с ЕС по обновлению Соглашения об ассоциации в связи с этим.

Отечественный бизнес тоже призывает вести переговоры с европейцами, чтобы получить частичную или полную индульгенцию для украинского экспорта. По крайней мере предусмотреть льготный период неприменения   механизма CBAM в отношении отечественной продукции.

Первые в списке "жертв" пограничного углеродного налога– металлурги. По предварительным расчетам профильного аналитического агентства GMK Center, под действие CBAM подпадает 2,5 млрд. евро экспортной продукции горно-металлургического комплекса Украины в страны Евросоюза. Максимальные потери отрасли оцениваются в пределах 700 млн. евро ежегодно.

Недовольные ситуацией №2 – часть аграриев, для которых рынок ЕС является основным направлением.

Не сложно догадаться, что обобщенный украинский ГМК по большей части единолично представлен олигархической группой Рината Ахметова (около 60% украинского сталеварения, добычи железорудного сырья и выплавки металла).

Это "приветствие" №1 от Green Deal в адрес бизнес империи Ахметова и партнеров. Впрочем, если бы от этого страдало только личное состояние Рината Леонидовича, то вряд ли стоило переживать о неплатежеспособности олигарха. Но это крайне болезненно ударит по экономике Украины в целом, с которой Ахметов слился в единый сплав.

Госбюджет и двойной тариф всему голова!   

"Привет" №2 группе Ахметова от Green Deal – удар по другому столпу его бизнесовой агломерации – энергетике. В рамках политики декарбонизации, Украина де-факто ликвидирует собственную угледобычу и радикально сокращает долю тепловой (угольной) генерации в общем энергобалансе.      

Как заявлял ранее министр защиты окружающей среды и природных ресурсов Роман Абрамовский, в рамках проекта НОВ2 по сокращению выбросов CO2, плановых показателей удастся достичь, в частности, за счет роста генерации электроэнергии из возобновляемых источников (ВИЭ) до 30% и снижения доли тепловых станций – до 13%.

При этом группа Ахметова контролирует более 70% тепловой генерации, и около 80% добычи энергетического угля. Естественно в рамках политики декарбонизации, можно переориентировать бизнес на производство "зеленой" энергетики, чем, собственно, олигарх и занимался, сконцентрировав один самых крупных портфелей ВИЭ генерации (особенно ветровой). Но "зеленый переход" Украины – это издержки непосредственно "перехода Ахметова", которые необходимо компенсировать.

Единственная "касса" выдачи подобного рода финансовых "компенсаций" – это государственный бюджет, то есть, карманы рядовых налогоплательщиков. И тут уже возможен конфликт частного сектора с государством. В качестве свежего примера – обращение 23 апреля "ДТЭК Энерго" 23 с иском в Хозяйственный суд Киева. Ответчик – оператор сетей НЭК "Укрэнерго", с которого "ДТЭК" требует 2,4 млрд гривен долга за работу на балансирующем рынке в отопительный сезон.

"Долг в 2,4 млрд гривен был накоплен на протяжении октября 2020 -февраля 2021 года, самый большой его прирост – почти на 1 млрд. гривен – произошел в январе, когда нам очень активно давали команды на загрузку. В результате сверх коммерческого графика, в этот месяц, в частности, мы произвели около 500 млн кВт-ч, для чего пришлось в том числе жечь дефицитный уголь", -  посетовал генеральный директор "ДТЭК Энерго" Ильдар Салеев.  

Пожалуй, дежурное повышение тарифов на электроэнергию для населения еще на 20-30% покроет коммерческие хлопоты энергетиков и затраты на бесценный уголь, но нужен ли такой Green Deal Украине?